«Каждый человек – всегда новая загадка, которую надо разгадать»
Путь клиники к успеху«Каждый человек – всегда новая загадка, которую надо разгадать»
Так говорит Валерия Рудник, руководитель амбулаторно-поликлинической службы, врач-терапевт высшей категории, награжденная золотым значком «За верность клинике «Здоровье 365». Наш разговор начался с размышления о схожести слов «терапевт» и «терпение».
Рудник Валерия Борисовна
Руководитель
амбулаторно-поликлинической службы,
врач-терапевт высшей категории
– Терпение – одно из определяющих качеств терапевта. Но это очень большая работа с собой. Я уверена, что без сострадания, без эмпатии врачом нельзя быть. Никаким. Иначе ты – знающий ремесленник. Но это управляемая эмпатия, иначе будешь болеть сам, выгоришь очень быстро.
– Вы всегда хотели быть именно терапевтом?
– Да. Но на самом деле нет такой специальности «терапевт». Я где-то прочитала, что в любой профессии есть сёрферы и драйверы. Мне всегда хотелось рассматривать человеческие проблемы в комплексе, хотелось лечить методично, постепенно, не через боль. Наша кафедра в мединституте называлась «Внутренние болезни». И когда стоял выбор - кардиология, неврология, нефрология - не могла себе представить, что надо остановиться на чем-то одном и только этим заниматься. И оказалась права: жизнь преподносит такие неожиданности, с чем только ко мне пациенты не приходят.
– Психологом часто приходится быть?
– Постоянно! У нас очень много психосоматической патологии. Люди приходят здоровые, но со страхом, что они больны и ищут у себя эту болезнь. Это очевидно с первых пяти минут. Они хотят внимания. Они хотят, чтобы их обследовали, либо просто напридумывали себе страхов.
– Пациенты, которых мы называем постоянными – хронически больные или отчасти недолеченные?
– Когда я была молодым доктором, это был шок: вроде бы всё вылечили, а человек снова пришел на приём. Всё же должно быть хорошо. Со временем перестала думать, что я его когда-то не долечила, не так что-то сделала. Пациенты становятся постоянными по разным причинам. Кто-то приходит обсудить текущее состояние болезни или здоровья, кто-то – поговорить, или услышать, что у него все в порядке. Одни осознанно, но большей частью подсознательно. Люди переживают за свое здоровье, это их вариант стабильности. Они с определенной периодичностью сдают анализы, чтобы подтвердить, что у них все хорошо или вовремя что-то начать лечить. Человек пришел, значит, у него в этом есть потребность. И еще важно: абсолютно точно, что не на сто процентов излечение зависит от врача. Человек тоже должен хотеть выздороветь, быть соучастным и ответственным за свое здоровье.
– Технологии в медицине развиваются стремительно. Терапевтическую службу это коснулось?
– Чем дольше работаю, тем больше пониманию, чему нас учили на пропедевтике классные профессора по внутренним болезням. Наши технологии немного в другом: в голове врача есть структура, позволяющая понять, куда надо идти, судя по рассказу пациента. А дальше – технологии диагностики. Но они, скорее, подтверждают или опровергают твою версию. КТ и МРТ – замечательные помощники, но без человека, способного разобраться, проанализировать и принять решение – никуда. Мы тоже постоянно учимся, у нас есть необходимость и потребность в новых знаниях. Принципиально новые препараты появляются не так часто, но… Это же как семь нот: можно одну музыку написать, а можно совсем иную. Таки мы ваши подбираем свои ноты каждому конкретному человеку и именно то, что ему необходимо в данный момент.
– Вас не обижает, когда говорят, что «терапевт» – это диспетчер, который перераспределяет пациентов по другим кабинетам?
– В принципе, нет. Это отчасти обусловлено работой районных поликлиник. Специалист по внутренним болезням – это точка входа, это первый врач, который может понять, что происходит внутри человека, как и чем лечить, к кому из коллег направить для дополнительных консультаций. Но часто это и точка выхода из клиники. Именно мы обозначаем принципиальные позиции дальнейшей жизни и лечения, пишем заключение, помогаем справиться с новой, часто очень сложной информацией относительно состояния здоровья. Терапевты – часть большой команды: нас «используют» узкие специалисты, но и мы подключаем их к диагностике.
История прихода Валери Борисовны Рудник в медицину почти мистическая. В 17 лет она совершенно случайно оказалась в здании мединститута на Репина. И ей так стало там хорошо, так все понравилось. Девушка, совсем не собиравшаяся быть врачом, почувствовала, что хочет здесь учиться. Так бывает: однажды и на всю жизнь. Работу свою по-прежнему любит, несмотря на то, что вечеру сильно устаёт, от постоянного напряженного потока разгадывания ребусов, которые таит человеческое нездоровье. Точно знает, что ее профессия - помогающая и отдающая, что каждый доктор рано или поздно приходит к выгоранию. А если кто-то отрицает, уверена, что лукавит. Спасение от выгорания – в радикальном переключении сферы деятельности. Хотя бы на время.
В клинике «Здоровье 365» Валерия Рудник с момента основания. У нее было много поводов убедиться в надежности превосходной команды, в сработанном коллективе специалистов, которым во всем доверяешь. «Здесь ни у кого нет короны, можно любому задать вопрос, рассчитывая на обстоятельный ответ. Особенно это важно для молодых докторов», – говорит Валерия Борисовна. Свой золотой значок считает знаком признания за большой вклад в репутацию клиники, с которой они вместе уже 15 лет.